Ру
En
  • Главная
  • Новости
  • Наталья Бурлинова: «Потенциал молодых во внешней политике был высок всегда, но особенно значимым он является в нынешнее время»

Наталья Бурлинова: «Потенциал молодых во внешней политике был высок всегда, но особенно значимым он является в нынешнее время»

28.12.2024
Общественная дипломатия
Президент Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» Наталья Бурлинова рассказала о роли публичной дипломатии и молодёжных проектах центра.

Совсем недавно «Креативная дипломатия» вот уже в шестнадцатый раз провела дебаты имени Кортунова. Какими оказались ключевые выводы участвовавших в дискуссии экспертов? Возможно ли выстраивание доверительного диалога России и стран Запада? Какова роль публичной дипломатии в этом диалоге?

Н. Бурлинова: Дебаты международников памяти Сергея Кортунова – это наш совместный проект с Российским советом по международным делам, который мы делаем действительно, страшно сказать, шестнадцатый раз. Этот проект пропустил через себя очень много российских международников, которые когда-то начинали молодыми экспертами, а сегодня являются важными акторами российского сообщества международников и занимают серьёзные позиции в разных структурах.

Задача проекта – поддерживать качественную платформу для дискуссий на разные темы внешней политики и международных отношений. В этом году темы были особенно острыми с точки зрения российской общественной жизни: это и миграция, и развитие отношений России и Запада в среднесрочной перспективе, и тема российского образования в контексте его интернационализации. Нельзя говорить о каких-то конкретных выводах в контексте дебатов, но можно говорить о том, чья позиция оказалась убедительнее для голосовавшей аудитории. Удивительно, но в зале среди зрителей оказалось много оптимистов отношений России и Запада, поэтому больше голосов было отдано за дебатера, который придерживался оптимистичной позиции, также удивили результаты по второй теме – миграции: аудитория оказалась совсем не склонна к закрытию российских границ от внешнего мира.

На официальном сайте вашей организации написано, что современная дипломатия России должна быть креативной – творческой, нетрадиционной в подходах к решению достойных задач. В чём, на ваш взгляд, заключается творчество в этой сфере? Как творческий подход помогает общественным дипломатам ломать сложившиеся стереотипы? Насколько уникален путь России в публичной дипломатии?

Н. Бурлинова: Речь идёт о том, что публичная дипломатия – это система сопровождения внешней политики страны, и вот это сопровождение, то есть разъяснение ее основ и принципов, должно быть реализовано не только в стандартных формах на уровне дипломатов, но и через программы гуманитарного сотрудничества с зарубежными обществами других стран. И вот здесь открывается большое пространство для креатива, то есть для самых разных форм мероприятий и программ. Сегодня современные технологии позволяют много больше форматов работы, чем ранее. Например, Латинская Америка очень далеко от нас, стоимость организации визитов очень высокая, и здесь приходят на помощь онлайн форматы, в том числе в области образования и экспертных мероприятий и так далее. То есть чтобы транслировать смыслы, не надо надевать дипломатический костюм и ехать на конференцию, а можно просто сидя дома в Москве сделать хорошее мероприятие на тему внешней политики и получить прекрасный результат.

«Креативная дипломатия» в качестве основного направления своей деятельности выбрала молодёжное. Каким вам представляется потенциал молодых в сфере внешней политики? Как «креативная дипломатия» помогает раскрывать этот потенциал на протяжении истории организации? Какими историями успеха своих выпускников вы особенно гордитесь?

Н. Бурлинова: Молодёжь – это всегда про будущее, по крайней мере про одно поколение вперед, поэтому работать с молодёжью по линии внешней политики очень важно. Потенциал молодых во внешней политике был высок всегда, но особенно значимым он является в нынешнее время, когда умение пользоваться современными технологиями дает молодым людям огромные преимущества перед предыдущими поколениями, но и накладывает определённые риски. Наша организация всегда стремилась вовлекать молодых людей в международное направление и работу по линии внешней политики России через наши многочисленные проекты сотрудничества с зарубежными партнёрами. Особенно значимой для нас является тема подготовки молодых кадров в области публичной дипломатии, то есть тех, кто будет в дальнейшем заниматься гуманитарным измерением России и продвижением ее интересов через публичную дипломатию.

Поэтому мы делаем образовательные курсы и открыли свой Учебный центр для всех желающих получить дополнительные знания в этой области. Что касается историй успеха, то здесь главный успех, пожалуй, состоит в признании эффективности работы нашей организации со стороны наших геополитических противников. Уже два года мы под санкциями США и Канады за работу в области публичной дипломатии России, и это главная история нашего успеха. Что касается выпускников, то они работают в самых разных сферах, выпускниками наших программ являются многие иностранцы, которые в своих странах, несмотря ни на что работают на настройку нормальности в отношениях с Россией.

Какие программы и проекты «Креативной дипломатии» для молодёжи сегодня наиболее востребованы? Какие страны и регионы мира вызывают наибольший интерес у молодых дипломатов? Насколько эффективна российская публичная дипломатия на постсоветском пространстве?

Н. Бурлинова: Я уже упоминала Учебный центр. Эта история действительно важна, потому что в России отсутствует система подготовки кадров с прицелом на гуманитарную работу. Мы считаем это пробелом в образовательной системе, потому что люди для этого направления должны набираться не абы откуда, а иметь профильную подготовку и глубокие знания о том, как эта система работает в России и других странах. Наши курсы востребованы, в том числе в регионах, где также большой интерес к международной деятельности.

Что касается направлений, то для нас сейчас приоритетом является Латинская Америка и работа с молодыми лидерами из этих стран. Для постсоветского пространства характерна та же история – важно работать с молодыми и перспективными людьми, которые будут развивать свои страны в ближайшие 20-30 лет. Это и называется публичная дипломатия.

В декабре в Москве с успехом прошёл Молодёжный форум Россия – Латинская Америка «Hablemos con Rusia». Почему, на ваш взгляд, молодёжи из такого географически далёкого региона важно поговорить с Россией? Какие выводы позволил сделать этот разговор? Услышали ли наши гости ответы на насущные для себя вопросы?

Н. Бурлинова: Потому что если мы не будем разговаривать с этой молодёжью, рассказывать ей о нас будет кто-то другой, и этот другой расскажет не то, что нужно нам. Нельзя отдавать в чужие, враждебные руки, формирование своего образа. Что касается Hablemos con Rusia, то этот проект позволил сделать один главный вывод – возвращение России в Латинскую Америку после почти 30-летнего перерыва не просто назрело, оно перезрело. Нас там любят, хотят видеть и ждут. И мы готовы вернуться во всем объёме нашего гуманитарного присутствия.

Этой осенью широкой общественности презентовали уникальный учебник «Теория и практика публичной дипломатии России». Как задумывалось это издание? В чём состоит новый научный взгляд на нашу публичную дипломатию? Когда ожидается выход новых масштабных исследований?

Н. Бурлинова: Этот учебник, который опять-таки вышел при поддержке и под эгидой Российского совета по международным делам, является единственным, я даже скажу, уникальным обобщением опыта практики и теории публичной дипломатии России, других изданий на такую тему просто нет. Идея создать учебник по публичной дипломатии России пришла в 2017 году после моего опыта работы в Фонде поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова. Тогда я сделала первое пробное пособие «Курс общественного дипломата». И вот семь лет спустя появился полноценный учебник, который дает достаточно объемное представление о том, как устроена система публичной дипломатии России, кто является ее ключевыми звеньями, какие существуют направления работы. Это поможет всем интересующимся сориентироваться в сфере публичной дипломатии, возможно, понять, хотят ли они вообще работать в этой области. Я надеюсь, что в перспективе, в России появится такая специальность – общественный дипломат, и наши вузы будут готовить специалистов в этой области.

Что в планах у «Креативной дипломатии» на 2025 год? Какие новые программы и проекты для молодёжи вы собираетесь запустить? Какие новые географические направления предполагаете взять в работу?

Н. Бурлинова: У нас много планов, будем развивать латиноамериканское направление. Будем развивать Учебный центр, будем работать с регионами в плане продвижения образовательных программ по публичной дипломатии для них. Но главное – Учебный центр, поэтому приглашаю на наши курсы и программы всех, кто интересуется российской публичной дипломатии, особенно молодых людей, которые видят себя в дальнейшем в международном гуманитарном сотрудничестве, и тех, кто хочет углубить свои знания в этой области. Если хотите стать общественными дипломатами – приходите к нам учиться.