«Всероссийский детский центр «Орлёнок» основан в 1960 году. Начиная с 1964 года участниками смен тогда Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ становились зарубежные школьники из стран Варшавского договора и Восточного блока. Проходили международные встречи детей, международные сборы комсомольского актива, большие профильные тематические смены – международные соревнования юных пожарных, юных инспекторов дорожного движения, спортивные соревнования «Старты надежд». В семидесятые масштабные встречи детей из разных стран, визиты детских делегаций проводились по приглашению руководителя СССР Леонида Брежнева: делегация Кубы из школы-интерната №1 имени В. И. Ленина в 1974 году, делегация детей лидеров Организации освобождения Палестины в 1975 году, представители Социалистической молодежи Германии – Соколы», – рассказал порталу «Intermol» директор ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок» Александр Джеус.
– Как полвека назад складывалась история международных контактов «Орлёнка»?
А. Джеус: В те годы в «Орлёнок» на постоянной основе приезжали зарубежные слушатели Высшей комсомольской школы и работали вожатыми. Многие из них в дальнейшем возглавили крупные детские лагеря в своих странах. По линии международного отдела ЦК ВЛКСМ вожатые «Орлёнка» работали в детских лагерях ФРГ, Франции, Австрии, Болгарии, Монголии и других стран.
В семидесятых «Орлёнок» принимал детей из Западной Сахары, Индонезии, Португалии. В 1979 году в лагере впервые состоялся Международный фестиваль хоровых коллективов радио и телевидения из Болгарии, Польши, ФРГ, Румынии, Франции, Бельгии под руководством выдающегося русского хормейстера Виктора Попова. Потом такие фестивали проходили три года подряд.
14 августа 1980 года «Орлёнок» за плодотворную работу по воспитанию пионеров и школьников в духе коммунистической сознательности, укреплению их здоровья, развитию дружбы с детьми трудящихся зарубежных стран был удостоен высокой правительственной награды – ордена «Знак Почёта».
В 1985 году «Орлёнок» провёл Всероссийский праздник творчества, посвящённый ХII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, участниками которого стали дети из разных стран мира.
В 1992 году «Орлёнок» посетила японская делегация и установила на набережной Столб мира, как зрительную форма послания «Да будет мир человечеству во всем мире!». В этом же году педагогический опыт лагеря впервые представили Международному Содружеству лагерей в рамках посещения детских лагерей Канады.
– Из каких стран приезжали дети и подростки в ваш лагерь в двадцать первом столетии?
А. Джеус: В 2003 году мы участвовали в Международном конгрессе детских лагерей в Мельбурне, Австралия, после чего началось тесное сотрудничество с детскими лагерями по всему миру. «Орлёнок» стал членом Международного Содружества лагерей, которое сегодня объединяет более 20 национальных Ассоциаций детских лагерей в разных странах. Центр включился в программу международных вожатских обменов с США, Канадой, Францией, Германией, Грецией. Тесные связи установили с американскими лагерями Sea Camp, Friendship, Chingachgook, канадским лагерем Tawingo, Союзом детских лагерей земли ФРГ Саксония-Анхальт. С этого времени «Орлёнок» – постоянный участник Международных конгрессов детских лагерей, которые проводятся раз в три года, ежегодных конференций национальных ассоциаций детских лагерей, международных семинаров и форумов организаторов детского отдыха. В 2017 году при непосредственном участии ВДЦ «Орлёнок» был организован и проведен XI Международный конгресс лагерей в Сочи, собравший представителей всех национальных ассоциаций детских лагерей мира.
– В каких программах международных молодёжных обменов поучаствовал центр?
А. Джеус: С момента подписания межправительственного соглашения в 2004 году ВДЦ «Орлёнок» активно сотрудничал с ФРГ в рамках программы российско-германских молодёжных и школьных обменов. Центр принимал делегации представителей молодёжных объединений Германии, осваивал методику языковой анимации, проводил российско-германские смены юных пожарных, обмены вожатых, поваров, спортивные обмены, вместе с немецкими альпинистами совершил экспедицию на самую высокую вершину России и Европы – гору Эльбрус. Экспедиция была посвящена 30-летию установления побратимских связей между городами Карлсруэ и Краснодар и приближавшемуся юбилею всероссийского центра. В 2007 году в «Орлёнке» работал II Российско-Германский молодёжный парламент. Международный союз немецкой культуры проводил в «Орлёнке» программы для русских немцев. Всего за период с 2004 по 2022 годы общее количество совместных российско-германских обменов центра превысило 750 с общим количеством участников более 4000 человек.
В 2005 году образовательная программа «Орлёнка» «Единство непохожих» стала победителем конкурса образовательных проектов Директората молодёжи и спорта Совета Европы. Центр включился в молодёжную повестку Совета Европы – участвовал в апробации Европейского Портфолио молодёжного лидера, представил собственный опыт на молодёжных форумах в Страсбурге. А с июня 2006 года во всех детских лагерях «Орлёнка» в течение года проходила европейская кампания «Все различны – все равны», запущенная Советом Европы при сотрудничестве с Европейским молодежным форумом и Европейской Комиссией.
С 2011 года «Орлёнок» становится площадкой для проведения международных спортивных соревнований. Мы принимали Первенство Европы по городошному спорту среди юношей и девушек, Международный турнир дворовых команд по футболу, этапы Чемпионата мира по мотокроссу, Президентские спортивные игры и состязания.
Гостями Центра становились директоры детских лагерей из разных стран мира, американские астронавты, европейские чемпионы мира по мотокроссу, зарубежные учёные, деятели культуры и искусства.
– Каких престижных наград на международном уровне «Орлёнок» удостоился в последние десятилетия?
А. Джеус: В 2012 году центру присвоен статус «Ассоциированной школы ЮНЕСКО», что определяет гуманитарную и культурную функцию программ, реализующихся в ВДЦ «Орлёнок». Программы дополнительного образования ВДЦ «Орлёнок» учитывают Повестку дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и сосредоточены на Цели № 4 – обеспечить качественное и доступное для всех образование по вопросам устойчивого развития, культуры мира и ненасилия.
В 2019 году международная программа центра «Мосты дружбы» получила премию в области развития российско-чешских общественных связей «Серебряный Лучник – Чехия».
В 2021 году объединение усилий ВДЦ «Орлёнок» и отдела по делам образования Посольства КНР в Москве позволило создать у нас Российско-Китайский центр культурных и языковых обменов, на базе которого преподаватели и аспиранты Тяньцзиньского университета иностранных языков проводят образовательные программы по китайской культуре и языку. За это время состоялось более 850 образовательных занятий, участниками которых стали 9 800 детей и подростков. У орлят есть возможность не только прикоснуться к древней китайской культуре, но и вживую пообщаться с ее носителями – преподавателями, прошедшими подготовку по направлению русский язык как иностранный. А получить опыт проживания и общения со сверстниками в Поднебесной ребята могут в рамках ежегодных весенних школ китайского языка в Тяньцзиньском университете иностранных языков и китайско-российских смен в детских лагерях Поднебесной.
– Как люди в мире узнают об «Орлёнке»?
А. Джеус: Мы открыты к сотрудничеству и делимся своим опытом с коллегами из разных стран: помогали китайским товарищам создавать первые детские лагеря в КНР, консультировали мексиканские лагеря по вопросам выстраивания системы государственной поддержки лагерей, делились методиками работы с детьми с лагерями Узбекистана, Киргизии, Армении.
«Орлёнок» всегда приходил на помощь и принимал детей из зон бедствий и военных конфликтов. Вспомнить хотя бы разрушительное землетрясение в Армении, техногенная катастрофа в Чернобыле. В 2008 году по поручению Президента России Дмитрия Медведева 188 детей из китайской провинции Сычуань, пострадавшей от страшного землетрясения, приехали в «Орлёнок». В рамках смены центр посетил Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в России Лю Гучан. А еще были военные действия в Приднестровье, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, на приграничных территориях с Украиной. Ежегодно к нам приезжают школьники из Сирийской Арабской Республики, которые изучают русский язык, русскую культуру, многие планируют поступать в российские вузы. Ближайшая группа сирийских школьников готовится приехать к нам уже в ноябре.
«Орлёнок» был и остаётся местом встреч детей и педагогов из разных стран мира, площадкой для межкультурного общения детей и взрослых. Он наглядно демонстрирует принцип братства всех народов Российской Федерации и мира, налаживает международные связи и проводит активную работу по направлению детской дипломатии.
Иностранные дети узнают об «Орлёнке» из разных источников. От наших зарубежных партнёров, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве. Это лагеря-побратимы «Зубрёнок» (Беларусь) и «Балдаурен» (Казахстан), международный детский комплекс «Найрамдал» (Монголия), Белорусский республиканский союз молодёжи, Национальная детская инженерно-техническая академия «Алтын Туйун» (Кыргызстан); Институт лагерного образования Китая; Центр международных языковых обменов и сотрудничества Министерства образования КНР; Институт Конфуция на базе Тяньцзиньского университета иностранных языков.
Партнёрами международных образовательных программ выступают объединения и общественные организации соотечественников за рубежом, клубы детской дипломатии, детские и молодёжные общественные организации. Частыми гостями «Орлёнка» являются иностранные дети, интересующиеся русской культурой и языком и имеющие русские корни. Ряд программ осуществляется в партнерстве с посольствами зарубежных стран, а также международными организациями, такими как ЮНЕСКО и Международное Содружество лагерей. Также мы получаем письма от иностранных детей и родителей на наш сайт и через социальные сети.
– Сколько иностранцев приезжает к вам в год?
А. Джеус: До 2020 года ВДЦ «Орлёнок» принимал ежегодно 700-900 детей из более чем сорока стран мира. В период глобальной пандемии, когда многие лагеря во всем мире не смогли принимать детей, наш центр продолжал международное сотрудничество в онлайн-формате, проводя более сорока онлайн-встреч, конференций и мастер-классов в год, участниками которых становилось более четырёхсот детей из 51 страны мира. В этот сложный период времени цифровизация молодёжных и школьных обменов стала приоритетным направлением в работе в целях сохранения и поддержания международных партнёрских связей.
В текущей геополитической ситуации не все дети из-за рубежа могут приехать в Россию. На сегодняшний день мы приняли 483 иностранных ребенка из шестнадцати стран мира. Это Китай, Япония, Германия, Армения, Беларусь, Казахстан, Канада, Киргизия, Сирия, Молдова и другие.
– Что нужно сделать гражданину иностранного государства, чтобы попасть в «Орлёнок»? Удастся ли приехать в качестве наставника? Есть ли какие-то программы поощрения лучших учеников или юных активистов из-за границы, как было в советское время?
А. Джеус: Чтобы стать участником образовательных программ ВДЦ «Орлёнок», иностранному гражданину необходимо ознакомиться с перечнем программ на сайте центра в разделе «Программы смен», выбрать понравившуюся тематику, ознакомиться с положением о конкурсном отборе на программу и своевременно направить конкурсное задание. В случае успешного прохождения конкурсной процедуры необходимо оформить пакет медицинских документов для приёма в детский лагерь и документы для въезда в Россию. Специалисты международного управления центра консультируют зарубежных участников и помогают подготовить все необходимые документы.
Талантливые ребята – победители национальных олимпиад, конкурсов, соревнований из разных стран могут попасть в «Орлёнок» в рамках соглашений о сотрудничестве между ВДЦ и профильными национальными образовательными организациями. Так, этим летом «Орлёнок» посетили юные инженеры и изобретатели из Киргизии, артисты балета из Японии и Китая, кадеты и юные следователи из Беларуси, юные лидеры Евразии.
Иностранные студенты и выпускники педагогических вузов могут приехать в «Орлёнок» для работы вожатыми и педагогами как в период летних каникул, так и на постоянной основе. Сейчас в «Орлёнке» работают педагоги из Беларуси, Казахстана и Китая.
– Существует ли у вас понятие «выпускники «Орлёнка»? Поддерживается ли связь с теми, кто в разные годы отдыхал в лагере? Участвует ли ВДЦ в деятельности российских и международных детских объединений?
А. Джеус: У ворот лагеря вы слышите голос водителя автобуса. Он говорит: «Всё, приехали». Так начинаются тысячи историй орлят, которые на протяжении 64 лет приезжали в нашу Страну Детства. Часто орлята разных поколений присылают нам фотографии и рассказы о том, как они отдыхали в детском лагере десять, двадцать, тридцать лет назад. Это трогательные записи, наполненные любовью и теплотой к месту, воспоминания о котором не блекнут с годами. И мы хотим поделиться важной частичкой памяти этих людей со всеми, передать приветы орлятскому братству в разных уголках мира, поделиться историями о вожатых, которые вдохновили юных орлят на дело всей их жизни. Специально для этого мы открыли в социальных сетях новую рубрику под хэштегом #ИсторияОдногоОрлёнка.
Многие орлята сейчас занимают руководящие должности, работают в сфере образования и воспитания. Вот одна из таких историй. В начале октября на VIII Съезде работников образования в Армении мы встретились с директором Международного научно-образовательного комплекса «Лицей Ширакаци» из Еревана, который отдыхал ребёнком в «Орлёнке» в 1970 году. С тех пор много лет прошло. Ашот Алиханян выбрал педагогику делом своей жизни, признан лучшим среди директоров школ бакалавриата стран СНГ и до сих пор тепло вспоминает о смене в «Орлёнке». И очень хочет, чтобы воспитанники его лицея тоже получили такую возможность – приехать в наш центр.
Мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать связь с орлятами всех поколений в разных уголках нашей планеты – в США, Канаде, Венесуэле, Австралии, Японии, Малайзии, странах Африки. Всегда рады видеть воспитанников «Орлёнка» у себя и приглашаем всех на 65-летний юбилей Центра 12 июля 2025 года.
– Участвует ли ВДЦ в деятельности российских и международных детских объединений?
А. Джеус: В декабре 2022 года в «Орлёнке» создано первичное отделение Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». Популяризация деятельности «Движения Первых» в детском и молодёжном сообществе является одним из стратегических приоритетов «Орлёнка». Ежесменно проводится тематический день «День Первых в «Орлёнке», в рамках которого мы знакомим ребят с миссией, направлениями и возможностями Движения.
Хочу кратко рассказать о наших проектах:
– детский Совет инициатив РДДМ «Дело Первых», в рамках которого участники смен получают практический опыт создания социально-значимых проектов;
– «Время Первых»: создание стажировочной площадки на базе ВДЦ «Орлёнок» для наставников – участников Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых»;
– «Голос Первых»: обучение навыкам информационного освещения участников программы «Медиалаборатория детской инновационной патриотической журналистики», трансляция работы первичного отделения РДДМ «Движение Первых» Всероссийского детского центра «Орлёнок»;
– «Первый, действуй»: развитие навыков социальной активности детей и молодёжи, выстраивание эффективного взаимодействия и коммуникации в социуме.
Специалисты центра в соавторстве с методистами РДДМ подготовили методическое пособие «Организация и проведение профильной смены «Время Первых» РДДМ «Движение Первых» в организациях отдыха и оздоровления детей в РФ».
Хочу особенно отметить, что на протяжении многих лет «Орлёнок» сотрудничает с Национальным Советом молодёжных и детских объединений России, развивая молодёжные обмены со странами СНГ, Китаем, КНДР. В партнёрстве с Международным союзом детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» ежегодно проводится международная смена, тематика которой в этом году совпала с одноимённой кампанией Международного Содружества лагерей «Спасибо, лагерь! #ThanksТоCamp».
Приоритетом в выстраивании взаимодействия с российскими и международными детскими и молодёжными объединениями является совместная деятельность детей и педагогов для развития идей детской дипломатии дружбы в детских центрах различного уровня. Мы поддерживаем Международные клубы дружбы, которые создаются во всех субъектах России после Всемирного фестиваля молодёжи. «Орлёнок» с момента своего основания является постоянной площадкой для общения между детьми иностранных государств и Россией.
– Как «Орлёнок» устанавливает новые международные связи? Какие существуют преграды для молодёжного сотрудничества за рубежом? Возможно ли партнёрство по линии программ для подростков с недружественными странами?
А. Джеус: «Орлёнок» всегда находится в поиске новых форматов взаимодействия, в том числе и международных. Делиться своим опытом и знаниями с коллегами по цеху необходимо, чтобы расширять горизонты своих возможностей и развивать способности. Поэтому педагоги и специалисты центра участвуют в международных образовательных форумах, конференциях, семинарах, стажируются в лагерях-партнерах в разных странах мира. Только в этом году мы стали участниками таких международных событий, как Всемирный фестиваль молодежи, Второй китайско-российский форум детских лагерей в Пекине, российско-узбекская встреча организаторов детских лагерей в Ташкенте, посещение детских лагерей Узбекистана, Международный молодежный форум «Мы интеллектуалы XXI века» в Кыргызстане, II Международный форум министров образования дружественных стран в Казани, международный лагерь «Молодежный саммит «Один пояс, один путь» в Китае, международный лагерь в КНДР и многие другие.
Мы не делим детей на представителей дружественных или недружественных стран. Детский лагерь был, есть и должен оставаться местом встреч и сотрудничества детей из разных государств. Здесь стираются все придуманные взрослыми границы, рушатся навязанные средствами массовой информации культурные и религиозные стереотипы, ломаются языковые барьеры и устанавливается абсолютное равенство между представителями всех стран мира. Международные образовательные программы ВДЦ «Орлёнок» направлены на развитие культуры Мира, формирование ценностей межкультурного взаимодействия и сотрудничества детей и молодёжи стран мира на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
– Что в вашем понимании детская дипломатия?
А. Джеус: Детская дипломатия – это прежде всего дипломатия дружбы, представляющая собой эффективный инструмент воспитания детей и молодёжи в духе гражданственности, патриотизма, интернационализма, выстраивания межкультурного взаимодействия со сверстниками из разных стран мира, укрепления и сохранения традиционных ценностей России. Обучаясь по программам дополнительного образования в детских лагерях «Орлёнка», иностранные школьники и соотечественники, проживающие за рубежом, изучают русский язык, знакомятся с русской культурой и историей, приобретают друзей среди российских сверстников. Одним из показателей эффективности таких встреч является тот факт, что участники продолжают переписываться, обмениваться информацией, сотрудничать в реализации совместно разработанных социальных проектов в своих странах. Возвращаясь домой, они становятся эффективными проводниками культуры и миролюбивой политики нашей страны среди своих сверстников, что, несомненно, соответствует основным направлениям политики Российской Федерации в сфере международного гуманитарного сотрудничества.
– Как «Орлёнок» вовлечён в реализацию нацпроекта «Молодёжь и дети»?
А. Джеус: Нацпроект «Молодёжь и дети» направлен на создание возможностей для развития талантов и самореализации молодёжи. Исходя из целей и задач государственной политики в области образования и воспитания талантливых и одарённых детей и молодёжи в различных видах деятельности, педагогический коллектив ВДЦ «Орлёнок» выступает как эталонное образовательное пространство, направленное на актуализацию и развитие образовательных интересов, потребностей и ценностного потенциала ребёнка. Тематические образовательные программы «Орлёнка» нацелены на создание условий для самореализации подростков, развитие и поддержку добровольчества и гражданской активности детей и молодёжи, развитие культуры Мира, формирование ценностей межкультурного взаимодействия и сотрудничества детей и молодёжи стран мира на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Работа с детьми младшего школьного возраста – одно из приоритетных направлений деятельности Центра. «Учимся, растем, мечтаем вместе!» – под таким девизом реализуется в «Орлёнке» программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Она объединяет свыше двухсот тысяч классов начальной школы из 89 регионов РФ, а это более пяти миллионов школьников и более 185 тысяч их учителей. Программа направлена на формирование социально-значимых ценностей обучающихся: Родина, команда, семья, здоровье, природа, познание.
Вожатые «Орлёнка» участвовали в реализации детской программы Всемирного фестиваля молодёжи в Сочи. Как и на международных сменах «Орлёнка», главным результатом стала дружба между детьми из разных стран мира, которую нужно продолжать поддерживать и развивать. Мы проводим образовательные визиты в «Орлёнок» для знакомства с русской культурой и языком, традициями и обычаями народов Краснодарского края. В наших планах – организация тематических программ и мероприятий, которые помогут орлятам глубже понять историю своей страны и её культурные традиции.
– Какие новые программы для детей и подростков появятся в связи с этим? Затронут ли они зарубежные страны?
А. Джеус: ВДЦ «Орлёнок» располагает всей необходимой инфраструктурой для проведения масштабных международных смен, форумов и слётов детей и молодёжи. Международные смены с участием иностранных детей являются неотъемлемой составляющей деятельности «Орлёнка», и мы продолжаем его расширять, вовлекая в орбиту международного взаимодействия новые страны и новые организации. В этом году в Москве состоялся первый Слёт Международной ассоциации детских организаций, которая была инициирована детьми на фестивале в «Сириусе». Возможно, в будущем слёт обретёт постоянную прописку в одном из федеральных детских центров. Мы будем рады предоставить для этого свои возможности и инфраструктуру.
В рамках программы развития ВДЦ «Орлёнок» на 2026–2030 гг. будет продолжено продвижение системы международного взаимодействия, в том числе через расширение практики регулярных международных обменов, системное взаимодействие с иностранными друзьями и партнёрами, увеличение приёма детей на международные смены, приём на работу иностранных педагогов, проведение международных школ вожатых, увеличение программ Российско-Китайского центра, создание Центра арабской культуры и языка, расширение взаимодействия с государствами Глобального Юга. Планируется подписание соглашения о сотрудничестве с Сондовонским международным детским лагерем (КНДР), Департаментом организации отдыха и оздоровления детей Республики Узбекистан, а также министерствами образования и науки Киргизии и Армении.
– Какие международные программы для подростков 14–18 лет реализуются сегодня на базе ВДЦ? Как информация о них продвигается для зарубежной аудитории?
А. Джеус: Ключевыми мероприятиями для иностранных детей являются международные смены и смены с международным участием. Они собирают детей из стран – участников СНГ, ШОС, БРИКС, а также других государств. Международные смены позволяют детям расширить свои познания в области международной повестки, познакомиться со сверстниками из России и других стран, расширить представление о культурном многообразии России и стать проводниками российской культуры в своих странах. Проведение международных смен является отличным примером знакомства детей с российским историко-культурным наследием и воспитания юных лидеров, которые будут формировать будущую повестку по ключевым направлениям международной деятельности. В рамках смен школьники участвуют в международном проекте «Давай дружить!», направленном на развитие межкультурной коммуникации: ребята устанавливают связи с новыми друзьями по всему миру, обсуждают вопросы детской дипломатии, участвуют в мотивационных встречах и международных телемостах со сверстниками из более чем двадцати стран мира.
– Какие ещё успешные проекты «Орлёнка» вы бы упомянули?
А. Джеус: В качестве примера проведения подобных мероприятий хотелось бы отметить «Военно-патриотическую смену учащихся суворовских военных (Нахимовского военно-морского) и кадетских училищ Беларуси и России», которая реализуется в ВДЦ «Орлёнок» на протяжении нескольких лет. Эта программа не только содействует формированию гражданской позиции и патриотических чувств подростков России и Беларуси, но и способствует формированию ценностного отношения к Союзному государству как единому пространству братских народов России и Беларуси.
Спорт объединил ребят из разных стран в рамках программы «Президентские состязания». Её участниками являются команды школ из всех регионов России и стран СНГ. Тематическая программа «Метапредметные умные каникулы» традиционно собирает победителей и призёров мероприятий для талантливых детей, реализуемых в рамках проекта «Школа Росатома», из Абхазии, Армении, Беларуси, Бангладеш, Египта, Казахстана и Узбекистана.
В августе и сентябре этого года совместно с АНО содействия развитию международного сотрудничества «Евразия» в «Орлёнке» открылась смена Международного лагеря дружбы, которая объединила самых активных и творческих ребят из России, Молдовы, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Беларуси, увлечённых изучением иностранных языков, истории и культуры народов мира.
Мы активно работаем в формате школьных обменов с Китаем, Киргизией, КНДР и другими странами. Группы иностранных школьников участвуют в сменах в «Орлёнке», российские школьники едут с ответными визитами в национальные детские лагеря. Конечно, сейчас поменялась география школьных обменов, обмены с европейскими странами и США практически не осуществляются.
Большой интерес в странах СНГ и Азии вызвало новое издание методического пособия «Книга Вожатого». Коллеги из Узбекистана, Армении, Киргизии, Казахстана и Китая заинтересованы в переводе пособия на национальные языки и проведение мастер-классов по работе с ним, организации обучения методике «Орлёнка» вожатых и директоров детских лагерей в своих странах.
– А с кем в новых условиях активно работает центр?
А. Джеус: Сегодня «Орлёнок» проводит тесное сотрудничество с национальными ассоциациями детских лагерей Китая, Мексики, Греции, Малайзии, национальными детскими центрами-побратимами в Беларуси, Казахстане, Монголии. Сотрудники центра принимают участие в педагогических стажировках в детских лагерях этих стран. Иностранные педагоги в свою очередь проходят волонтерскую практику в качестве вожатых в детских лагерях «Орлёнка».
Важным направлением международной работы центра является развитие обучения служением. Это добровольческий проект для будущих учителей из разных стран, а также для иностранных студентов российских вузов, в рамках которого они осваивают педагогическое мастерство и получают опыт работы с детьми в качестве помощника вожатого, практикуют языковые навыки, знакомятся с культурным и историческим наследием России, рассказывают детям о своей стране и ее культурных особенностях. Добровольческий проект на базе нашего центра существует уже девять лет, и за это время «Орлёнок» посетили волонтёры из более чем тридцати стран мира.
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества детских и подростковых объединений в форматах БРИКС и ШОС?
А. Джеус: В текущей геополитической ситуации считаю наиболее актуальной задачу создания единого пространства молодёжного диалога в языковой, культурной, цивилизационной, гуманитарной сферах на пространстве БРИКС+ и ШОС+. Ценность форматов БРИКС+ и ШОС+ заключается в качественном изменении модели развития Глобального Юга – усилия стран фокусируются на сотрудничестве в налаживании связей со своими региональными партнёрами и создании общей платформы для интеграции, вносят весомый вклад в обеспечение устойчивой международной и региональной безопасности.
Молодежь – движущая сила любой страны. Для интеграции в международное сообщество гуманитарные миссии важны наряду с экономическими и политическими. Детей и молодёжь нужно интегрировать в международные обмены, культурно-образовательные визиты, волонтёрские программы и стажировки, чтобы укреплять диалог между молодыми представителями стран БРИКС и ШОС. Сделан важный шаг – в этом году по итогам заседания Молодёжного совета стран БРИКС по инициативе России в повестку объединения включили работу с детьми. Будут разработаны проекты по пяти направлениям сотрудничества: наука и образование, предпринимательство, спорт и здоровый образ жизни, волонтёрство, технологии и инновации. Международные смены, программы обменов и образовательных визитов здесь как нельзя лучше поспособствуют развитию диалога и совместных инициатив детей и молодёжи на пространстве БРИКС+ и ШОС+.
– Каковы перспективы взаимодействия с государствами Глобального Юга?
А. Джеус: В контексте взаимодействия «Орлёнка» с государствами Глобального Юга сегодня на первый план выходят такие страны, как Китай, Узбекистан, Киргизия и новый для нас партнёр – КНДР в лице Социалистического союза патриотической молодёжи Кореи.
– Как «Орлёнок» может обмениваться опытом организации подростковых программ с КНДР?
А. Джеус: Мы уже встречались в Москве, затем в Сочи на Всемирном фестивале молодёжи. Летом этого года наша делегация из числа детей и сотрудников центра приняла участие в рабочем визите в Корею, а затем и в корейско-российской смене в Сондовонском международном детском лагере, которая стала важным событием в укреплении дружбы и братства детей наших стран. Достигнута договоренность о подписании соглашения о сотрудничестве в области образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей в детском лагере. Следующим летом мы примем корейских детей на международную смену.