Проект начался в ноябре 2019 года в Москве и собрал 31 участника, среди которых были молодёжные работники и молодёжные тренеры, уже имеющие опыт работы и организации образовательных мероприятий для молодёжи в различных регионах Российской Федерации.
Целью тренинга является повышение качества образовательных мероприятий в сфере работы с молодёжью в Российской Федерации через расширение сообщества тренеров, обладающих необходимыми для этого компетенциями и разделяющих принципы и ценности неформального образования.
Участники: 31 человек – представители молодёжных общественных организаций, участники неформальных молодёжных объединений, сотрудники молодёжных центров и молодёжные тренеры.
Стратегическими задачами тренинга являются следующие:
- расширить существующую группу опытных тренеров, способных разрабатывать и проводить качественные образовательные мероприятия в Российской Федерации, и поддержать дальнейшее развитие существующих тренерских сетей;
- содействовать признанию работы с молодёжью и неформального образования в молодёжной сфере Российской Федерации;
- разработать и использовать инновационные концепции и практики для подготовки молодёжных тренеров в области неформального образования;
- подчеркнуть важность подходов и ценностей, лежащих в основе работы с молодёжью и неформального образования, а также проанализировать пути их наиболее эффективного использования в рамках образовательных молодёжных проектов;
- использовать ресурсы и инструменты молодёжного сектора Совета Европы в сфере молодёжной политики Российской Федерации;
- содействовать формированию профессионального профиля молодёжных тренеров в Российской Федерации путем признания компетенций тренеров неформального образования;
- проиллюстрировать взаимодействие молодёжных исследований, молодёжной политики и практики, а также их важность при разработке, реализации и последующей деятельности по любой учебной деятельности.
Программа тренинга направлена на развитие следующих ключевых компетенций участников:
- способность грамотно разрабатывать, осуществлять и оценивать образовательные молодёжные мероприятия, на основе адекватного анализа потребностей и с использованием ключевых концепций неформального образования;
- способность находить точки соприкосновения между потребностями и интересами институциональных партнеров и обучающихся;
- знать и понимать современные реалии молодёжной работы Совета Европы (в увязке с молодёжной политикой и молодёжными исследованиями) и актуальную повестку в области молодёжной политики в Российской Федерации;
- уметь использовать в работе с молодёжью различные образовательные публикации Совета Европы, в частности, КОМПАС, руководство по образованию в области прав человека с молодёжью, и адаптировать его под различные контексты;
- уметь руководить индивидуальным и межкультурными групповыми процессами обучения, эффективно преодолевать неопределенности и кризисные ситуации;
- способность сотрудничать в мультикультурных командах тренеров и эффективно управлять образовательным проектом;
- способность грамотно планировать собственное обучение и развитие (включая самооценку компетенций, постановку целей обучения, разработку собственных учебных планов и самостоятельное управление собственным обучением с использованием наставничества и взаимного обучения);
- способность выстраивать сотрудничество между молодёжными организациями и органами государственной власти в Российской Федерации.
Пандемия также повлияла на тренинг и его программу. Чтобы поддержать участников в реализации практического этапа – проведения обучающих мероприятий для молодёжи – команда тренеров усилила программу наставничества. Помимо этого, было решено создать серию образовательных онлайн семинаров по темам, интересным участниками, а также серию неформальных встреч, на которых обсуждались вопросы работы тренеров и молодёжной политики и молодёжной работы в условиях пандемии COVID-19.
С февраля по сентябрь 2020 года участники на образовательной платформе Moodle завершили девять модулей дистанционного обучения, а также были организованы пять онлайн-встреч и семинаров.
К началу октября 2020 года 26 из 31 участника реализовали свои проекты. Некоторые из мероприятий оказались сокращенными или комбинированными – онлайн и офлайн форматы. Темы проектов были разнообразными: наиболее частыми из них были молодёжное участие, демократическая гражданственность, доступ молодых людей к правам, историческая память, антидискриминация и социальная интеграция, межкультурный диалог, развитие компетенций молодёжных работников и сотрудничество между разными заинтересованными сторонами молодёжной политики.
По договоренности организаторов проведение итогового оценочного тренинг-семинара было перенесено из Страсбурга (Французская Республика) в Российскую Федерацию.
На итоговом оценочном тренинг-семинаре, состоявшемся 4-10 октября 2020 года, участники оценили прогресс в своих компетенциях в качестве тренеров в неформальном образовании и оценили результаты обучения на этапе практики. Значительное время в программе было уделено обсуждению роли и текущим проблемам неформального образования в молодёжной работе в российских реалиях, а также планированию последующих действий в контексте профессионального развития и привнесению опыта и позитивных изменений в организации и сообщества.
Обучающие задачи итогового оценочного тренинг-семинара:
- оценить собственное развитие в качестве тренера в сфере неформального образования в рамках тренинга, в том числе через анализ влияния его различных элементов (менторство, очные тренинги, дистанционное обучение, практика и группы поддержки) и динамику развития компетенций, отраженных в плане индивидуального развития;
- осмыслить реализацию собственного образовательного проекта в рамках практической фазы, достижения и уроки, извлеченные из этого опыта через призму стандартов качества образовательных мероприятий Молодёжного департамента Совета Европы;
- актуализировать ценностные подходы и этические принципы в своей работе в качестве молодёжных тренеров;
- консолидировать знания, полученные в ходе тренинга, и выработать рекомендации для портфолио компетенций молодёжных тренеров в сфере НФО для возможного использования в российских реалиях;
- обсудить роль и место неформального образования в молодёжной работе в российских реалиях, и возможные механизмы его продвижения на национальном и локальном уровне в Российской Федерации.
Итоги: Обучен 31 тренер неформального образования, способный проводить качественные образовательные мероприятия с и для молодёжи на местном, региональном, национальном и международном уровнях.